Экскурс в историю комиксовых франшиз, которая становится с каждым
годом все богаче, приводит к неутешительному для создателей сериалов с
супергероями выводу: сиквел свидетельствует об уменьшении зрительского
интереса к проекту. Как и во всяком правиле, здесь есть одно
исключение, и это, к сожалению для режиссера Тима Стори и его команды,
не «Фантастическая четверка», а «Люди Икс».
Да, дебютировавшая в прошедший уик-энд вторая «Фантастическая четверка» собрала на 2 миллиона долларов больше ($58,05 млн. против $56,06 млн.), чем первая в 2005, однако имеется вот какой нюанс: «Вторжение Серебряного Серфера»
демонстрировалось на 3 959 площадках, тогда как его предшественник –
всего на 3 602. Таким образом, «Серфер» собрал в среднем с кинотеатра
$14 663, тогда как первая «Четверка» -- $15 564. К тому же, сиквел
обошелся Fox на 30 миллионов дороже, чем оригинал. Не помог продолжению
даже «семейный» прокатный рейтинг PG (первая часть проходила под
рейтингом PG-13). В общем, есть о чем призадуматься. Первая
«Фантастическая четверка» в итоге собрала в США $154,7 млн. Видимо, на
Fox вздохнут с облегчением, если сборы сиквела доползут до этой
отметки. На самом же деле будет уже неплохо, если «Серфер» хотя бы
окупится – то бишь, наскребет $130 млн. Правда, маркетинговые затраты
при этом так и останутся не отбитыми.
Тем не менее, старший вице-президент и главный менеджер Fox по
продажам Крис Аронсон умудряется держать хорошую мину при плохой игре:
-- Мы сделали идеальный для аудитории фильм, вклинившись между
семейным и не-семейным кино и заинтересовав зрителей всех возрастов. В
пятницу у нас было небольшое преимущество мужской аудитории (спасибо
Джессике Альбе – Д.М.), однако уже к субботе соотношение выровнялось.
Фильм работает везде – и в мегаполисах, и в пригородах, и в маленьких
городках.
Работает-то работает, но явно не на полную катушку. Откровенно
говоря, прокатное будущее «Серфера» не предвещает ничего хорошего: один
за другим выходят летние блокбастеры с куда более мощным прокатным
потенциалом. По всей вероятности, как минимум на равных с «Серфером»
будет соперничать «Крепкий орешек 4.0»,
а уж грядущим «Трансформерам» сиквел «Фантастической четверки» вовсе не
конкурент. Причины «не фантастического» старта «Серфера» спецам Fox
следует искать в собственной недальновидности. Видимо, из лучших
побуждений они втиснули свое детище, что называется, между двух огней:
зрители едва перевели дух после «тройного удара» триквелов («Человек-паук 3», третьи «Пираты Карибского моря» и «Шрек Третий»), а в настоящий момент пребывают в предвкушении, конечно же, «Трансформеров». Какая уж тут «Фантастическая четверка»…
Второе место в ТОР-10, как и предполагалось, гордо оккупировали «13 друзей Оушена»,
обчистив карманы соотечественников на $19,7 млн. и потеряв в темпах
сборов во второй уик-энд проката 45,4%. Вообще говоря, практически все
фильмы десятки ровно и стабильно потеряли в минувшие выходные от 40 до
46 процентов, за исключением двух крайностей, которые и украшают наш
статистический отчет (см. ниже). Собранных «Друзьями» за два уик-энда
70,4 млн. долларов явно недостаточно, чтобы отбить бюджет (который до
сих пор держится в тайне, однако вряд ли он меньше сотни миллионов), а
в ближайшее время изъятие дензнаков у граждан, в связи с грядущими
громкими премьерами, станет крайне затруднительным делом даже для
последователей известного сына турецкоподданного.
Продолжает демонстрировать завидную стабильность комедия «Немножко беременна»:
третье место в десятке, $14,1 млн., количество площадок увеличилось на
31, потеря темпов сборов – всего-то 28,4%. За три недели проката
скромная, лишенная пафоса и суперзвезд, лента окупилась трижды. Критики
расхвалили картину Джадда Апатоу на все лады, и это тот нечастый
случай, когда киноведы и зрители демонстрируют полное единодушие.
Что же до троицы «мегатриквелов», то третьи «Пираты» держатся за 4
позицию, за 4 недели проката собрав 274,15 млн. долларов и потеряв в
минувший уик-энд аж 673 площадки; «Шрек Третий» (6 место) потерял в
темпах сборов 41,2% (почти столько же, сколько и «Пираты»,
недосчитавшиеся 41,3%), однако общие сборы за пять недель проката
выглядят более впечатляюще, чем у команды Джека Воробья – 297,25 млн.;
наконец, «Человек-паук 3» зацепился за последнее место в ТОР-10 с 330
млн. общих сборов, и на следующей неделе мы уже не увидим Спайди в
чарте – лебединая песня спета, дело сделано, пора на заслуженный отдых.
Если «Вторжение Серебряного Серфера» больше смахивает не на провал, а на разочарование, то второй новичок десятки «Нэнси Дрю»
-- провал самый настоящий. И, опять-таки, рейтинг PG оказался не при
делах. Стартовав на 2 612 площадках с результатом 6,8 млн. долларов,
тинейджерский детектив вполз на седьмое место в ТОР-10, с которым, без
сомнения, расстанется уже в грядущий уик-энд (а вполне возможно, и
вовсе вылетит из десятки). Со зрителями солидарны и критики, чья
совокупная оценка стараний режиссера Эндрю Флеминга и старлетки Эммы
Робертс – «троечка» с натяжкой. «Как фильм, весь расписанный
стилистическими фишками и завитушками, мог оказаться таким плоским?» --
искренне недоумевает Лиза Шварцбаум (Entertainment Weekly). «Череда
плоских бестолковых шуток», -- вторит ей Скотт Боулс из USA Today.
Следующий уик-энд пройдет под знаком очередного избранника Божьего: «Эван Всемогущий»,
без сомнений, возглавит ТОР-10. Вот тогда-то и посмотрим, переплюнет ли
«Эван» своего предшественника «Брюса», и чего стоит наличие (или
отсутствие) в проекте Джим Керри.
ЛЮБОПЫТНАЯ СТАТИСТИКА
Падение темпов сборов:
Самое низкое (лучшее) – «Немножко беременна» (- 28,4%)
Самое высокое (худшее) – «Хостел. Часть 2» (- 63,1%)
Совокупная оценка критиков:
Самая позитивная – «Немножко беременна»
Самая негативная – «Нэнси Дрю»
Совокупная оценка зрителей:
Самая позитивная – «Пираты Карибского моря: На краю света»
Самая негативная – «Хостел. Часть II»