О 29-м Московском международном киносмотре заговорили
задолго до торжественной церемонии открытия. Причина:
конфликт президента фестиваля Никиты Михалкова с генеральным
директором Ренатом Давлетьяровым, который в итоге привел
к разрыву отношений с компанией Интерфест, занимавшейся
организацией ММКФ с 1999 года. Вакантную должность заняла
Наталья Семина, программным директором фестиваля стала
Кирси Тюккюляйнен (актриса Аки Каурисмяки, участница
рок-банды "Ленинградские ковбои", атташе по
культуре посольства Финляндии). Отборочную комиссию
возглавил Андрей Плахов. Учитывая, что перестановки
в верхах ММКФ состоялись в марте, когда до часа Икс
оставалось каких-то три месяца, всё это вызвало не просто
опасения относительно конкурсной программы, но и самой
возможности проведения смотра в последней декаде июня.
К счастью, авральные работы почти не выдавали себя по
ходу фестиваля (за исключением проблем с получением
аккредитации и отменой ряда важных сеансов).
Главным мерилом всего и вся, как обычно, выступила
конкурсная программа. Удивительно (учитывая многочисленные
околофестивальные пертурбации), но факт: отборщикам
удалось собрать добротные картины, в большинстве своём
являвшие пример крепких фестивальных середнячков, что
на фоне конкурсной "аритмии" прошлых лет выглядит
настоящим подвигом. Если в 2006-м риторические "кто
виноват?" и "что делать?" вызвали целых
три картины, то в этом откровенным проколом можно признать
лишь одну. В качестве компенсации - талантливейшая авангардная
нелепица от американки Анны Биллер, мастерские "Незнакомка"
и "Опиум",
первоклассный индепендент Зои Р. Кассаветис.
Как всегда богата и разнообразна была внеконкурсная
программа ММКФ. К сожалению, по техническим причинам
(таможня отказалась отдавать добро) не состоялись показы
новых работ Гаса Ван Сэнта, Вернера Херцога и Катрин
Брейя. Зато с пылу с жару на киноманский стол подали
главное фестивальное блюдо прошедшей весны: "4
месяца, 3 недели и 2 дня" румына Кристиана
Мунгиу, отхватившего на Лазурном побережье "Золотую
Пальмовую ветвь". Авторская программа Петра Шепотинника
"Восемь с половиной фильмов" по традиции держала
марку самого востребованного кино-мероприятия ММКФ.
Зрители смогли увидеть не только новые работы Ульриха
Зайдля, Хэла Хартли, Алекса ван Вармердама, но и запрещенный
Федеральным Агентством по культуре и кинематографии
фильм с символичным названием "Запрещено
к показу!".
Второй год подряд программа документального кино "Свободная
мысль" собирала полные залы. Сергей Мирошниченко
(куратор программы) обещал исключительно шедевры, и,
по большому счёту, не обманул. Помимо собственно фильмов
у зрителей была возможность пообщаться с создателями
(режиссёры, продюсеры) после просмотра, что зачастую
было куда интереснее привычного официоза большинства
пресс-конференций.
Новинкой 29-го Московского кинофестиваля стала программа
"Список Михалкова", составленная лично Никитой
Сергеевичем. Президент огласил имена повлиявших на него
режиссёров. Неожиданностей не случилось: Барнет, Виго,
Тарковский,
Бергман,
Куросава, Вайда, Феллини, Годар,
Трюффо
и, конечно же, калатозовский юбиляр "Летят
журавли".
Ретроспективами отметили Милоша
Формана, Роберта
Олтмэна и Эмира
Кустурицу. В рамках "Медиа Форума" по
традиции "бесчинствовали" актуальные художники
и перформеры, пугающие неофитов модерн-шаманизмом, психо-бытом
с техно-алармом в придачу.
Девятидневный фестивальный марафон завершился оглашением
имен лауреатов. В очередной раз победу одержал здоровый,
но порядком поднадоевший консерватизм. В этом смысле,
отличились не только Скэпси и компания, но и коллеги
из ФИПРЕССИ, Гильдии киноведов и кинокритиков. Говорить
об этом можно бесконечно, да пользы в сущности никакой.
Раздача статуэток превратилась (какой уж год подряд!)
в триумф усредненных стандартов, приправленных обязательным
ура-патриотизмом.
Несмотря на очевидную неочевидность некоторых призёров
29-й Московский международный кинофестиваль оставил
впечатление хорошо сделанной работы, что находило отражение
в позитивной атмосфере фестивальных будней. ММКФ сбросил
старую, местами закостеневшую, кожу, проведя стремительный
ребрендинг (начиная от смены руководства и заканчивая
новым дизайном наград), который удачным образом отразился
на внутренней кухне киносмотра. Несмотря на ряд локальных
несостыковок 29-й ММКФ оставил приятное послевкусие,
что само по себе уже очень и очень неплохо.
© Станислав Никулин